Основное
Основное
Клиенты
- Информация о материале
- Просмотров: 2427
Почему предприятия области, района и Житикары становятся клиентами учебного центра ПРОФИ?
Специфика большинства крупных и средних предприятий такова, что им постоянно требуется проводить обучение своих работников и специалистов. Сюда входят и периодическая аттестация работников, повышение квалификации, вторые профессии, а также многочисленные тренинги, например оказание первой помощи. В каждом случае вам требуется помощь учебного центра, который имеет для обучения весь необходимый пакет обновлённых нормативных документов.
Учебный центр ПРОФИ может решить любые вопросы, связанные с обучением вашего персонала. Почему мы так уверены? Смотрите сами:
- мы проводим выездные аттестации персонала;
- наличие мультимедийного оборудования;
- у нас большой перечень профессий для обучения;
- наши преподаватели – специалисты высокой квалификации;
- ваши сотрудники могут обучаться без отрыва от работы;
- у нас адекватные цены и индивидуальные скидки.
Если у вас ещё остались сомнения, посмотрите на список предприятий Житикары приведённый ниже. Все они клиенты учебного центра ПРОФИ, которые постоянно доверяют нам обучение своих сотрудников. Мы полностью уверены, что подобные партнёрские отношения с крупнейшими предприятиями области и города стоят дороже любых слов.
Нашими клиентами стали известные предприятия и организации разных отраслей промышленности и сфер услуг:
ТОО "Комаровское горное предприятие"
АО "Варваринское"
ТОО "БРЕНДТ"
ТОО "ГРК "ТОХТАР"
ТОО "KazCopper"
ТОО "Брендт"
ТОО "МехЛитКом"
ТОО "Денсаулык-2008"
ТОО "Эталон 2012"
ТОО "ПРЕМЬЕР-М"
ТОО "Соцсервис"
ТОО "UniСтрой"
ТОО "Казахстанская комплексно-геологическая экспедиция"
ГККП "Житикаракоммунэнерго"
ТОО "МинералСтройСервис"
АО "Элеватормельстрой"
ТОО "ТОРГАЙСКИЙ ЭЛЕВАТОР"
ТОО «Сервисная Казахстанская геофизическая компания»
ТОО МЦ ТЭСС «КАЗРОССЕРТ»
ТОО «Внедренческая фирма «ТОРО»
ГКП "Костанай-Су"
ГКП "Камыстинская районная больница"
ТОО "Костанай-МБИ" (ДСК)
и многие другие ИП и ТОО
Категории автотранспортных средств
- Информация о материале
- Просмотров: 2275
В Республике Казахстан устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):
1) категория «А» – мотоциклы;
2) категория «В» – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает трех тысяч пятисот килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает трех тысяч пятисот килограммов;
3) категория «С» – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает три тысячи пятьсот килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
4) категория «D» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
5) категория «ВЕ» – автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает три тысячи пятьсот килограммов;
6) категория «СЕ» – автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов;
7) категория «DE» – автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, а также сочлененные автобусы;
8) категория «Тm» – трамваи;
9) категория «Тb» – троллейбусы;
10) подкатегория «А1» – мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более пятидесяти километров в час, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим ста двадцати пяти кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей одиннадцати киловатт;
11) подкатегория «В 1» – трициклы и квадроциклы;
12) подкатегория «С1» – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает три тысячи пятьсот килограммов, но не превышает семи тысяч пятисот килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
13) подкатегория «D1» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает семисот пятидесяти килограммов;
14) подкатегория «С1Е» – автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает двенадцати тысяч килограммов;
15) подкатегория «D1E» – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает семьсот пятьдесят килограммов, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает двенадцати тысяч килограммов.
Национальное водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» - подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» - подкатегории «С1», категории «D» - подкатегории «D1», категории «СЕ» - подкатегории «С1E», категории «DE» - подкатегории «D1E».
Автошкола ПРОФИ
- Информация о материале
- Просмотров: 5308
Получение водительского удостоверения в Казахстане не является сложной или чрезмерно затратной процедурой. Чтобы оформить права, нужно лишь немного времени, усилий и правильный подход. При этом покупка удостоверения — не лучшая идея, ведь без полноценного обучения невозможно обеспечить безопасность для себя, своих близких и других участников дорожного движения.
Теорию правил дорожного движения можно изучить только в автошколе. Практические навыки вождения обязательно нужно осваивать под руководством квалифицированного инструктора.
С апреля 2024 года самостоятельное изучение ПДД больше не разрешено. Для получения прав теперь нужно обязательно проходить обучение в автошколе. Это касается всех категорий.
Перед поступлением в автошколу необходимо пройти медицинский осмотр.
Особенности медицинской комиссии Медосмотр для будущих водителей можно начать с 16 лет, однако сдача экзаменов по вождению разрешена только с 18 лет. Оптимальное время для прохождения комиссии — 17,5 лет, поскольку справка 073/У, выдаваемая по итогам осмотра, действительна один год. Важно заранее уточнить срок действия справки в выбранной клинике, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Некоторые организации могут указать меньший срок годности.
Для прохождения медосмотра нужно посетить психиатрическую и наркологическую клиники. Также осмотр можно пройти в медцентрах и автоЦОНах, но для окончательного оформления всё равно потребуется посещение узкоспециализированных учреждений.
Сегодня найти человека, не имеющего права на управление транспортным средством, очень сложно. Ряды водителей постоянно пополняются людьми, которые решили наконец-то обрести свободу передвижения и начать экономить собственное время. Периодически сдают на права те, для кого они будут неотъемлемой частью профессии. И в том и в другом случае, перед будущим укротителем техники встает вопрос: где учиться?
Сегодня услуга по подготовке водителей крайне востребована, но не все автошколы в полной мере дают своим выпускникам те знания и умения, которые пригодятся на дороге и, возможно, спасут жизнь. К тому же, как определиться — не слишком ли дорого хочет учебное заведение за свои уроки?
Есть соблазн сказать: приходите в автошколу «ПРОФИ» - у нас лучше всех. Но мы не будем безосновательно хвалить свою альма-матер. Цель данной статьи — рассказать о тех моментах, которые надо учесть при выборе места, где вас будут готовить к экзаменам на право получения водительского удостоверения, и показать состояние дел у нас.
Есть ли право учить?
Первое, что вы должны сделать, когда начинаете выбирать наиболее подходящую автошколу — проверить законность ее работы, а именно зарегестрированна ли автошкола на сайте Автомектеп.
Организация, готовая принять вас на курсы, должна предоставить проект договора, в котором оговариваются условия взаимоотношений слушателя и автошколы. Чем понятней условия такого соглашения — тем лучше. Договор должен содержать четкие и ясные формулировки. Любое решение, выходящее за рамки такого соглашения, необходимо оформлять юридически. Чем подробней составлена эта бумага, тем больше вероятность, что с вас не потребуют дополнительных денег.
При знакомстве с автошколой спросите о документах, которые вам выдадут по завершению курсов.
К примеру в автошколе «ПРОФИ» мы знакомим будущего водителя с документами, разрешающими нам оказывать услуги образовательного характера, с проектом договора, который в последующем будет заключаться, и с удовольствием ответим на все интересующие вопросы. Мы за ясность отношений.
По окончании наших курсов и успешной сдачи внутренних экзаменов вы обязательно получите на руки документы, необходимые для сдачи экзаменов в СпецЦОНе г. Костанай.
Кто будет учить?
Важную роль в процессе получения навыков вождения играет инструктор, который познакомит вас с нюансами управления транспортным средством и научит ориентироваться на дороге. Есть определенная часть людей, которая отказывается от поступления на обучающие курсы только потому, что не может справиться со страхом перед оживленным движением. Задача настоящего учителя по вождению помочь человеку в нестандартной ситуации. Другими словами, инструктор должен быть не только профессиональным водителем, а еще и уметь находить подход к каждому слушателю курсов.
Часто можно встретить смешные истории об инструкторах, которые кричат на курсантов и грубят им, усугубляя и без того нервную ситуацию. Должны отметить, что все наши водители — крайне сдержанные и вежливые люди. В своей работе они используют принцип индивидуального подхода к каждому новичку, создавая дружественную обстановку, способствующую лучшему усвоению приобретенной информации и закреплению полученных навыков.
Инструкторы автошколы «ПРОФИ» - профессионалы своего дела со стажем. Все они досконально изучили особенности вождения автомобиля в непростых условиях и готовы свои умения передать вам.
Где учат и на чем учат?
Третий важный момент, на который стоит обратить внимание при выборе автошколы — какие машины будут использоваться на практических занятиях, и где будет изучаться теория. Автомобили, на которых вы будете осваивать основы вождения должны находиться в исправном состоянии и приблизительно соответствовать вашей личной машине. Например, пройдя обучение на машине с автоматической коробкой передач, вы не сможете управлять агрегатом с механикой. Мы предоставляем на выбор несколько моделей авто — от классики до иномарки.
Некоторые автошколы, не имея собственных помещений и экономя на аренде, проводят теоретические занятия в неудобных и плохо оборудованных помещениях. Что можно запомнить в таких условиях? Автошкола «ПРОФИ» проводит обучения в специализированных классах, снабженных всеми необходимыми пособиями. Во время занятий не стесняйтесь задавать вопросы, наши учителя с удовольствием ответят на них, ведь их задача — дать вам объем знаний, значительно превышающий ту информацию, которую можно найти в Интернет-курсах или учебниках.
Кроме вышеописанных преимуществ, автошкола «ПРОФИ» использует «прозрачный» подход к ценообразованию. Наши слушатели точно знают сколько и за что конкретно они платят. Никаких попыток навязать дополнительные услуги и манипулирования стоимостью.
Приходите в нашу автошколу, и мы научим выживать на дороге без потерь.
Проверить себя есть вы в государственной базе можно перейдя по ссылке
Категории автотранспортных средств в РК здесь
Автомобили автошколы ПРОФИ для вождения:
Ингушский погром в Джетыгаре
- Информация о материале
- Просмотров: 2781
Ингушская семья Сагадаевых (фамилия изменена) была традиционной по своему составу — многодетная (14 детей), объединявшая под одной крышей три поколения. Главе семейства, пенсионеру, было 58 лет. Двое сыновей имели «хлебные» профессии зубного техника. Один работал в больнице, другой практиковал на дому. Два других сына были шоферами — работа, которая в провинции всегда считалась источником надежного дохода и «левых» заработков.

Все это в то время нельзя было просто Купить, нужно было еще и «достать», «уметь жить», что в народном сознании ассоциируется обычно с хитростью и изворотливостью, а также с некоторой «неподсудной» нечестностью. Одного из братьев подозревали в том, что накануне событий он с помощью нехитрой махинации сумел похитить 2800 кг зерна. В возбуждении уголовного дела было отказано, поскольку подозреваемый был зверски убит во время беспорядков. Сведения о предполагаемом хищении попали даже в обвинительное заключение по делу одного из убийц, как бы оправдывая косвенно его поступок. Все остальные подозрения не подтвердились.
Семья, судя по всему, жила довольно замкнуто. Сыновья, если верить сообщениям милиции, держали себя как «хозяева жизни», «вели себя по отношению к гражданам вызывающе, были случаи хулиганских проявлений с их стороны». Подобное агрессивное самоутверждение, как мы знаем, было довольно, типично для многих конфликтных групп на целине и новостройках.
Оно представляло собой парадоксальную форму адаптации к чужой и чуждой среде в условиях глубокого культурного стресса. Особенность данной ситуации, отягощенной этнической конкуренцией, только в том, что в роли конфликтной группы выступает не случайное или формирующееся сообщество людей, а сплоченная как единое целое семья. И семья эта вызывала зависть и раздражение населения города Джетыгара. В обвинительном заключении специально подчеркивалось, «одной из причин массового беспорядка и самосуда над лицами ингушской национальности явилось то, что пострадавшие… вели подозрительный (преступный) образ жизни».
Толпа и демобилизованные моряки.
В беспорядках по разным сведениям участвовало от 500 до 1000 жителей города Джетыгара. Следствие утверждало, что «вовлечению в групповую драку большого количества жителей гор. Джетыгара способствовало, главным образом, подстрекательство и активное участие в бесчинствах ранее неоднократно судимых и морально разложившихся лиц, большинство из которых были пьяны». Однако большинство осужденных не были в прошлом судимы, а биографии имели ничем не замечательные. Вообще же местные жители предстают в материалах дела как некая аморфная и безликая масса — толпа, почти лишенная индивидуальностей, но воодушевлявшая своим грозным дыханием активных участников конфликта. В деле постоянно мелькают некие неназванные люди — то подростки, которые принесли родительское ружье и передали участникам нападения, то похитители украденного имущества (украденного уже у самих погромщиков), то распространители слухов, собравшие толпу у дома Сагадаевых. Больше о них ничего неизвестно, они как бы на миг возникали из толпы и тут же снова растворялись в массе людей. Общей для всех была ненависть к «нечестным богачам» Сагадаевым. «Нечестность» еще можно было простить, «все не без греха», но нельзя было простить «богатство». Лишь однажды в материалах дела мелькнуло упоминание о Н. Г. Ершове (фамилия не изменена), призывавшего участников погрома к порядку, за что его тут же ударили по липу.
Демобилизованные моряки (их столкновение с одним из Сагадаевых и его другом стало прелюдией погрома и массовых беспорядков) представляли собой довольно типичную «целинно-новостроечную» конфликтную группу. Они были «чужаками», только что приехали в город (с момента приезда до кровавых событий прошло меньше месяца), учились на курсах шоферов, жили в 8 километрах от города, получали очень маленькую стипендию, и, кажется, были не очень довольны жизнью: развлечений мало, в клубе автобазы нет ни кино, ни проигрывателя, ни шашек с шахматами.
В агрессивных действиях моряков не чувствовалось ни этнической неприязни, ни какой-то особенной социальной зависти к Сагадаевым. Слишком плохо они еще знали город и горожан. В письме-жалобе бывших матросов Балтийского флота, направленном вскоре после событий Л. И. Брежневу, говорилось только об одном, достаточно стандартном для конфликтных сообществ мотиве — столкновении с группой-конкурентом. Незадолго до погрома ингуши обругали и избили на танцах одного из демобилизованных моряков.
31 июля 1960 г. демобилизованные матросы выпили по случаю Дня военно-морского флота и пьяные бродили по городу. Около 3 часов дня трое моряков оказались в центре города, у плотины. Там возле грузовой машины стояли Сагадаев и его друг-татарин, тоже пьяные. Все участники конфликта, вспомнив прежние обиды, повели себя агрессивно и вызывающе. Один из моряков ударил татарина, в ответ ему до крови разбили нос. Разгореться драке помешали трое прохожих (судя по фамилиям, ингуши или татары). Они разняли драчунов.
Сагадаев с товарищем уехали. А оставшиеся моряки затеяли драку с новыми противниками. На место событий прибыла милиция. Пострадавшего с разбитым носом отправили в больницу. О драке узнали его товарищи (15–20 человек) и кинулись разыскивать злополучную троицу обидчиков. Поиски закончились неудачей. Но моряки не унимались, искали дом Сагадаевых. Милиция, предвидя недоброе, попыталась ликвидировать конфликт и задержать Сагадаева и его друга «для выяснения», но опоздала. У Сагадаевых милиционеры оказались почти одновременно с группой решительно настроенных моряков.
Когда милиция выводила Сагадаевых со двора, к ним подбежала большая группа бывших матросов и стала избивать задержанных. Те с помощью милиции вырвались и скрылись в доме. К этому времени у усадьбы уже собралась большая толпа местных жителей (от 500 до 1000 человек). Раздались призывы расправиться с Сагадаевыми. Некоторые призывали к неповиновению милиции. Возбужденная толпа начала штурм дома, в окна посыпались камни и палки.
Семья готовилась к самообороне. В доме оказались две мелкокалиберные винтовки и три охотничьих ружья, на которые у Сагадаевых имелось разрешение от милиции — очевидно, будущие жертвы чувствовали себя неуютно в городе и заранее готовились защищать себя и свое добро. В конце концов, на агрессию толпы шестеро оказавшихся в доме мужчин ответили стрельбой. Кажется, стрельба велась прицельно — по морякам, которые выделялись из толпы своей формой. Одна пуля случайно задела милиционера. По данным служебного расследования, он прибыл на место происшествия в разгар событий, увидел нескольких человек, раненых Сагадаевыми, получил легкое ранение в лицо и «открыл стрельбу из имевшегося у него служебного пистолета по дому».
Сотрудники милиции попали в двусмысленную ситуацию. С одной стороны, они пытались остановить беспорядки и защитить Сагадаевых, с другой — после начала стрельбы фактически приняли участие в штурме вместе с толпой. Следствие отмечало впоследствии «отсутствие должной организации» в действиях милиционеров и прибывшего на место происшествия войскового подразделения — 20 безоружных солдат из автобатальона частей ПВО. На деле это означало применение военными гексахлорановых шашек, беспорядочную стрельбу милиционеров по дому и т. д. В результате значительная часть толпы просто перестала понимать, что происходит. То ли они на свой страх и риск громят дом «богачей», то ли помогают начавшей штурм милиции, то ли милиционеры и солдаты пытаются спасти от расправы ингушей. Ожесточение нарастало по мере того, как выстрелами из оборонявшегося дома были ранены около 15 человек местных жителей и демобилизованных матросов (один человек впоследствии умер в больнице).
Оружие оказалось и в руках нападавших. Началась ответная стрельба. К дому подъехал самосвал, под защитой его поднятого металлического кузова атакующим удалось приблизиться к забору. Кто-то забрался на крышу дома и бросал оттуда камни. Один из подсудимых в своей жалобе впоследствии так описывал ход событий:
«Со стороны дома, недалеко находившегося от толпы, раздавались выстрелы. Народ требовал от нас, чтобы мы помогли обезоружить ингушей, которые убили несколько матросов, Я спросил: „А где же милиция, и почему они допускают эти беспорядки?“…мне ответили: „Милиция испугалась и убежала“. Подробно расспросить я не успел, так как в это время я увидел, как трое ингушей выбежали на улицу с оружием в руках, а у одного из них было две мелкокалиберки, и начали стрелять в толпу. И действительно, на моих глазах упал один матрос, который стоял на краю крыши, этого матроса сняли с крыши и унесли какие-то гражданские… Вокруг кричали, что эти матросы убиты насмерть. Вокруг все шумели, что немедленно нужно разоружить ингушей. Я поглядел вокруг, надеясь увидеть работников милиции, но ни одного из работников здесь не было. Люди шумели вокруг, что с голыми руками ингушей не обезоружишь, нужно принести несколько ружей и припугнуть ингушей, чтобы они прекратили убивать людей и сдали оружие. В это время ко мне подошли несколько подростков лет пятнадцати и сказали, что у них дома есть ружье, и они могут его дать, я пошел вместе с этими ребятами. Дома ребята дали мне ружье и патронташ с патронами. Я решил взять ружье для того, чтобы помочь обезоружить ингушей, а именно чтобы их припугнуть… И я отправился к месту, где продолжали слышаться выстрелы.
По дороге к месту происшествия ко мне подошла женщина и сказала: „Не ходи туда к дому сынок, там тебя могут убить. Ингуши ваших матросов уже много убили“».
В это время толпа жестоко добивала оказавшегося в беспомощном состоянии старшего Сагадаева — в отместку за раненых и убитого при штурме моряка. Оставшиеся в живых участники обороны дома готовились вырваться из окружения на машине.

Поджог, погоня и нападение на милицию. Возбужденную толпу не привели в чувство даже совершенные убийства. Кто-то проник в дом и поджег его. Во время пожара часть нападавших принялась грабить имущество Сагадаевых. Другими же овладела жажда бессмысленного разрушения. Им было не до корысти. Они просто хватали вытащенные из дома вещи и снова бросали их в огонь. Заодно сгорела одна из машин Сагадаевых и принадлежавший их гостю с Северного Кавказа мотоцикл. В обвинительном заключении по делу о массовых беспорядках эти лишенные всякой логики действия одного из активных участников событий описывались следующим образом: «Во время начавшегося пожара неоднократно заходил в горящий дом и выносил оттуда различные вещи и предметы и бросал их в огонь, разбил-радиоприемник и настольные часы. Кроме того, вместе с другими участвовал в поджоге пшеницы, сложенной в мешках во дворе дома…».
Прибывшие на пожар работники пожарной охраны так и не смогли приступить к тушению пожара. В их адрес раздались угрозы, выглядевшие весьма убедительно на фоне уже пролитой крови. А при первой же попытке погасить огонь, пожарная машина была выведена из строя. Дом и все имущество Сагадаевых сгорели дотла.
Пока большая часть толпы уничтожала жилище и имущество Сагадаевых, ингуши, вырвавшиеся из дома на машине, выехали за город и попытались скрыться. Началась погоня. Группа матросов и местных жителей на трех грузовиках стали преследовать убегавших. И снова возникла непонятная для всех участников событий ситуация. В том же направлении на двух автомашинах ГАЗ-69 выехали и работники милиции во главе с начальником районного отделения милиции и дружинники. И опять дело выглядело так, будто погромщики и милиция действуют заодно — ловят преступников.
Ингуши, увидев, что их преследуют, возвратились в город и попытались укрыться в здании милиции. Они ворвались в открытый кабинет начальника. Быстро собравшаяся около милиции толпа (400–500 человек) принялась бить окна, ломать двери и требовать выдачи Сагадаевых. Те, в свою очередь, снова открыли стрельбу. Выстрелы, как казалось очевидцам, раздавались непрерывно. Несколько человек получили ранения. Попытки милиционеров защитить ингушей от самосуда немедленно сделали их самих объектом агрессии. Часть толпы ворвалась в служебное помещение. Была обрезана телефонная связь (вероятно, боялись, что милиционеры вызовут подмогу и помешают расправе), обезоружен постовой милиционер, охранявший камеру предварительного заключения, избит ответственный дежурный. Участники нападения «под угрозой насилия» заставили начальника районного отделения милиции открыть КПЗ и другие служебные помещения.
В здании милиции и вокруг него царила полная неразбериха. Кто-то безуспешно пытался успокоить толпу, другие набросились на начальника отделения и пытались его обезоружить — собирались стрелять в ингушей, третьи останавливали нападавших, Большинство искало ингушей. Их нашли в кабинете начальника милиции и жестоко убили. Толпа забрасывала свои жертвы камнями, топтала ногами, подкладывала под колеса автомашины и т. п.
Что это было? Беспорядки в Джетыгаре, больше походили не на «обычные» целинно-новостроечные волнения, а на дореволюционный еврейский погром. Однако за оболочкой этнического конфликта скрывалась скорее уродливая эгалитаристская реакция послесталинского массового сознания на новое социальное явление — на рубеже 1950–60-х гг. его назовут «дачным капитализмом». В послевоенном советском обществе, вылезавшем из ямы сталинских «чисток» и нивелировок, из военной разрухи и послевоенных голодовок, презрение, а иногда, как мы видели, и беспредельная ненависть и жестокость «честных» по отношению к «умеющим жить» стали своего рода «превращенной формой» культивировавшегося режимом «классового чувства». Примитивное сознание воспринимало действительность 1950-х гг. не только с радостью и надеждой, но и с чувством удивления и разочарования. Традиционные чувства ненависти к «богатству» и социальная зависть возрождались. Бессознательный эгалитаризм, уже обернувшийся разочарованием в «заевшихся» советских «начальниках», ударил и по тем, кто жил не по правилам, чье благополучие, как это казалось или в действительности было, основывалось на «сомнительных» источниках..
Одним словом, события в Джетыгаре в неявной, предельно извращенной и «смазанной» форме намекали на некие существенные трансформации повседневной жизни, имевшие большое значение для судьбы советского коммунизма. Идеология, использовавшая семантику западноевропейского марксизма, но примитивная, «окрестьяненная» и вульгарная, обнаружила первые признаки деградации — разочарование народа в «неправильном социализме». Время патетики и энтузиазма сторонников режима уходило в прошлое. Ему на смену шло что-то новое и непонятное. Просоветское и прокоммунистическое массовое сознание теряло прежние ориентиры и озлоблялось.
В двойственном положении оказалась и власть. Ее представителям надо было защищать «богатых» и «политически сомнительных» ингушей от «своих» — добровольцев-целинников, демобилизованных военных моряков. Не случайно в служебной переписке, возникшей в ходе расследования и подготовки судебного процесса, постоянно муссировался вопрос: откуда «богатство»? Власти как бы пытались подсознательно объяснить и оправдать патологическую жестокость толпы, состоявшей из «простых советских людей». И хотя из всех подозрений как будто бы подтвердился только факт кражи зерна с совхозного склада, вывод о «подозрительном (преступном) образе жизни» Сагадаевых все-таки был сделан и даже попал в обвинительное заключение. А непонятное поведение «советских людей» тут же было списано на некие «темные силы», что также не очень подтверждается материалами судебного разбирательства.
А может быть главных виновников так и не нашли?..